Место рождения: село Ишлеи Чебоксарского района
История трудового подвига:
Родилась в многодетной семье: была одна сестра и семь братьев.
Окончив 8 классов, поступила в кооперативный техникум, получила профессию бухгалтера-экономиста.
В августе 1940 года по направлению уехала в Красночетайский район и с октября 1941 г. по направлению Красночетайского райкома комсомола участвовала в строительстве Сурского оборонительного рубежа в районе с. Мижеркасы Красночетайского района. Вручную копали окопы, ведрами носили землю, готовили линию обороны.
Затем работала экономистом в системе райпотребсоюза с. Ишлеи. В мае 1942 года Мария Алексеевна ушла на фронт. Воевала в Беломорской военной флотилии Северного флота, имеет звание гвардии старшина. В 1946 году была демобилизована. В том же году Мария Алексеевна вышла замуж за участника Великой Отечественной войны Кожевникова Валентина Дмитриевича. Ее супруг продолжительное время работал в системе МВД, умер в 1990 году.
После войны работала главным бухгалтером в в райпотребсоюзе Красночетайского района ЧАССР. В 1962 году с семьей переехали в г. Чебоксары. Мария Алексеевна работала кассиром в государственной аптеке г. Чебоксары.
Мария Алексеевна является ветераном труда: долгие годы проработала на партийных должностях, а также в системе потребкооперации. Стаж работы – более 47 лет. Награждена орденом Отечественной войны 2 степени, медаль «За оборону Советского Заполярья», звание «Отличник Военно-Морского флота», юбилейные медали.
Из рассказа Марии Алексеевны: “Норму надо было выполнять каждый день. Не выполнишь – ругают, грозят трибуналом…Мой будущий муж и его мать тоже были со мной на окопах. У них дома корова отелилась, её надо было доить, за теленком ухаживать. Моя будущая свекровь, Анисия Григорьевна, без разрешения уехала с этих окопов, и её взяли под стражу. Две недели она просидела в заключении. Сын приехал, поднял скандал, и её отпустили. Нельзя было отлучаться с работ, по законам военного времени могли наказать, как мобилизованных. А за теленком и коровой соседи смотрели.
В деревне была церковь, в помещении которой работал клуб. Целый день работаем, а вечером идем на танцы – молодость брала свое. Муж каждый вечер приносил мне кусочек пирога или хлеб – их семья жила в пяти- шести километрах от Мижеркасов.
Какие танцы танцевали в то время? Краковяк в основном, что-то еще. Я уже не помню названий. Не помню, какие песни пели. Не помню ничего кроме того, как мерзи и работали на окопах. Земля была мерзлая, не поддавалась, пока ее расковыряешь… Мужики сверху пешней и ломом работают, а мы вслед за ними лопатой откидываем.
Страшная, тяжелая была работа. Но ее надо было делать, и мы делали. Верили, что справимся, даже в голову не приходило, что не справимся. И, конечно, каждый хотел вернуться домой, к своей семье.
Как и что строить – показывали военные инженеры, которые тоже были там. Фамилий их не помню уже. Эвакуированных женщин на окопах не было, они в колхозах работали. Они все с детьми были, у каждой по трое-четверо…
Зима была очень суровая, холодная. Птицы замерзали и падали на землю, особенно воробьи. Но случаев, когда кто-то заболевал или умирал, у нас не было. Видно, некогда было болеть. Да и врачей мы там не видели – наверно их мобилизовали на фронт. А когда мы завершили работы, нас просто отпустили домой. Сказали: “Больше копать не будем”.
Помогите рассказать всему миру о героях, которые принимали участие в строительстве Сурского и Казанского оборонительных рубежей
Spelling error report
The following text will be sent to our editors: