Начало Великой Отечественной войны глубоко затронуло все слои населения, не только взрослые мужчины и женщины были вынуждены бросить привычную жизнь, чтобы уйти на фронт и обеспечивать нужды тыла. На защиту страны поднялись тысячи мальчишек и девчонок. Заменив школьные учебники, тетради и ручки на винтовки и гранаты, дети стали сынами полков и партизанскими разведчиками, работали в цехах заводов и на колхозных полях, выполняя и перевыполняя нормы взрослых сильных мужчин, поддерживаемые только одной мыслью: «Все ‒ для фронта, все для победы!».
Для организации труда подростков еще до начала Великой Отечественной войны (1941‒1945 гг.) в СССР было создано Главное управление трудовых резервов. Оно занималось мобилизацией детей и распределением их по ремесленным и фабрично-заводским училищам. Школы ФЗО были профессионально-техническими учебными заведениями и создавались при промышленных предприятиях. Срок обучения в них составлял 6 месяцев.
“Предвоенная обстановка продиктовала необходимость создания системы трудовых резервов. За короткий срок в Москве и области было организовано и в 1940 году уже функционировало 129 ремесленных училищ и 29 школ фабрично-заводского обучения, в которых училось 77 тысяч учащихся. Это был солидный отряд будущих квалифицированных рабочих”, – из воспоминаний Б.Н. Черноусова, секретаря Московского комитета ВКП(б).
В целях обеспечения наполняемости, ввели плату за обучение школьников в старших классах. Тем, у кого денег на учебу не хватало, приходилось идти в ремесленные училища и пополнять ряды рабочего класса.
“Не все смогли закончить курс обучения в школе, многим пришлось уйти в ФЗО или совсем бросить учебу. Отцов забирали на фронт, матери выполняли трудовые обязанности: рыли окопы, работали на предприятиях, заменяя мужчин. Оставались большие семьи, которые нужно было кормить, поэтому старшие дети были вынуждены устраиваться на работу. Тех, кто плохо учился, из школы отправляли в ФЗУ”, – из воспоминаний Алевтины Григорьевны Тихоговой.
В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. Например, на пермском моторостроительном заводе № 19 им. Сталина, выпускающим моторы для истребителей, пистолеты-пулеметы Шпагина, минные взрыватели и запалы для реактивных снарядов минометов “Катюша”, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14‒16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные неквалифицированные работы брали уже с 11 лет.
Один из бывших работников завода, вспоминая свое военное детство, упоминал, что когда уходил в 14 лет, его мама плакала и спрашивала: “Зачем такому маленькому идти?”. А когда после войны он смог с ней встретиться в 1946 году, она снова плакала и говорила: “Ты даже не вырос за эти годы”.
Чтобы привлечь достаточное количество человек для становления экономики в военное время советское правительство в административном порядке привлекало трудоспособных и незанятых жителей города для работы в промышленности, жителей села, которые остались в селах для работы в колхозах. Это была вынужденная мера, однако несмотря на её жесткость, она коренным образом отличалась от мобилизации, которая также проводилась в частности в фашистской Германии. Для обеспечения производства в военное время необходимо было решить две основные задачи: изыскать дополнительные трудовые ресурсы, способные заменить ушедших на фронт, рабочих, и не снижать производительность труда.
Дети у станка
Жизненно необходимое в условиях войны производство требовало немедленного обеспечения промышленных предприятий работниками. Практически все взрослое мужское население воевало на фронтах.
В тылу остались, преимущественно, женщины, старики и дети. Именно на них легла вся работа по обеспечению армии и флота. Практически вся промышленность была переведена на военную продукцию. Необходимо было наращивать объемы, потерянные в первые месяцы боевых действий. Поэтому к станку вставали все, в том числе подростки и дети.
С самого начала войны рабочий день был продлен до 10, а где-то и до 12 часов. Такого понятия как отпуск или выходной не существовало. Рук катастрофически не хватало, поэтому на предприятия стали активно призывать подростков в возрасте от 14 лет. В первые годы войны процент молодежи (до 18 лет) увеличился с 6 до 15%. Ребят наскоро обучали азам профессии, и те приступали к работе. Трудились наравне с взрослыми, но никогда не жаловались.
Чаще всего ребята работали на токарных станках. Там не требовалось особого опыта или образования, но нужна была большая выносливость. Часто таким работникам делали специальные подставки из дерева, потому что они ещё не доросли до высоты станков.
В работе на производстве были и свои плюсы. Норму хлеба получали 500 г вместо 200, многие не только трудились, но и спали в заводских помещениях – там было тепло. Так что большинство подростков сами стремились освоить какую-либо профессию. Но все же главной причиной работы была не материальная составляющая. Дети и подростки старались внести свой посильный вклад в защиту страны.
Дети в сельском хозяйстве
Работники сельского хозяйства в течении всей войны обеспечивали фронт и тыл сырьем и сельскохозяйственными продуктами. В деревнях, как и в городах, мужское население ушло в действующую армию . Подростки трудились в поле, на фермах рядом с матерями, старшими братьями и сестрами. В целом по стране более 20 млн. детей и подростков – жителей деревень стали основной рабочей силой в сельском хозяйстве. За годы войны ими было отработано более 585 млн. трудодней. Пионеры и комсомольцы помогали сеять, обрабатывать овощные культуры, убирать урожай в коллективных хозяйствах. Так пионеры села Борисово Московской области в 1941 г. пропололи 136 га сельскохозяйственных площадей, а в 1941‒1942 гг. 185 тыс. пионеров Подмосковья на колхозных полях выработали 12 млн. 30 тыс. трудодней. Оканчивая школьные курсы трактористов-комбайнеров парни и девушки становились активными участниками сбора урожая. В большинстве не только сельских школ в 1941‒1942 гг. были созданы кружки по изучению сельхозмашин и агротехники.
Все четыре военных года пионеры и школьники вместе с учителями во время летних каникул помогали колхозникам убирать урожай, шефствовали над животноводческими фермами, обучались работе трактористов, комбайнеров. Комсомольцы работали председателями колхозов, бригадирами, заведующими фермами, бухгалтерами и счетоводами.
Учеба
Привлечение школьников, учащихся и студентов к работе на предприятиях и сельхоз работам не могло не создать трудности с получением образования и значительно изменило порядок учебного процесса. Обучение было организовано в две, а иногда и три смены, которые могли продолжаться до 8 часов, причем изучение базовых школьных дисциплин было сведено к минимуму. Кроме того, изменились сроки обучения, функции и содержание деятельности учебных заведений. Перед школами и профессиональными училищами ставилась задача ускоренными темпами подготовить учащихся к работе на производстве и в народном хозяйстве для выполнения оборонных заказов, поэтому школьники активно занимались военно-физической подготовкой. У них были уроки по противовоздушной обороне, по противохимической защите, строевая подготовка, учились бросать гранаты, разбирать и собирать ружья, стрелять.
И даже несмотря на старания поддерживать хоть какой-то процесс обучения, многим детям не удавалось регулярно посещать школу. Призыв на фронт и к работам в тылу естественным образом затронул и учителей, поэтому их постоянно не хватало. Помимо этого нехватка ресурсов и суровые условия коснулись школьных принадлежностей – бумаги не было. Дети писали карандашами между строк и на полях газетных листов.
Помощь фронту
Даже не задействованные в работе промышленности и сельском хозяйстве девочки и мальчики оказывали посильную помощь фронту. Пионеры и комсомольцы собирали зимние вещи и подарки для воинов Красной Армии. Дети оказывали медицинским работникам помощь в обслуживании раненых, в организации их питания, раздачи подарков, организации концертов, писанию писем, чтении книг. Желая помочь фронту, дети и подростки массово участвовали в субботниках и воскресниках, а заработанные средства перечисляли в фонд Обороны страны. Так, в августе 1941 г. на первом Общесоюзном комсомольско-молодежном воскреснике только в Сталинской области работало более 300 тыс. юношей и девушек. Кроме того, среди учащейся молодежи проходили целевые сборы средств на строительство военной техники, на помощь детям фронтовиков и сиротам, подписки государственных займов, распространение денежновещевой лотереи.
Многие девочки 10‒15 лет работали в полевых госпиталях. Они стирали бинты и постели, ухаживали за ранеными бойцами. Они от их имени писали письма на Родину. Дежурили по ночам, кормили, давали лекарство. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака.
Многие школьники вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненых красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны. Дети, которые работали на колхозных полях, на фабриках и заводах взваливали на свои хрупкие плечи всю тяжелую мужскую работу. И в тылу было едва ли легче чем на передовой. Но без крепкого тыла Победа была бы невозможна.