Солдат тыла

Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить, ушедших на фронт отцов и старших братьев, у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно они после войны восстанавливали города и села, а потом осваивали целину и космос. В преддверии дня Победы много говорят и пишут о войне, о ветеранах. Но ведь нельзя умолчать и о тыле. Ведь тыл для Красной Армии в годы войны был прочной нерушимой опорой.

Всего за период войны в Забайкалье на сельскохозяйственных работах было задействовано 495 420 школьников, которые выработали 8 187 310 трудодней, собрали более 12 тысяч килограммов металлолома и 16 тонн лекарственного сырья. Они трудились под руководством своих учителей и их помощников, комсомольских и пионерских организаций.

Для школьников был установлен обязательный минимум трудодней, им вручались трудовые книжки, что послужило большим морально-политическим стимулом в труде школьников.

Работу в сельском хозяйстве школьники начали с ухода за посевами, очищали поля от сорняков. Так, например, в колхозе им. Братьев Сушко и Бургуловых работало 80 учеников Улетовской школы, Читинской области. Первые пять дней они, под руководством учителей закладывали силос. Оценка работы учащихся школ со стороны председателей колхозов и директоров совхозов была самой высокой. Председатель колхоза «Пахарь», Читинской области писал о труде школьников: «Благодаря их помощи, колхоз своевременно убрал овощи и полностью выполнил государственные поставки». Такие же отзывы давали и другие руководители колхозов.

Особенно большой объем работ выполнялся на весеннем севе. Во время сева многие из ребят работали пахарями, бороноволоками, расчищали поля от кореньев. Учащиеся 5–7 классов обязались выработать не менее 75 трудодней, а старшеклассники — 100. Свои обещания они выполнили в полном объёме. Работая на пахоте трактористами, прицепщиками, школьники выполняли нормы взрослых.

Кроме того, школьники занимались пропалыванием хлеба, они хорошо понимали, что чем чище посевы, тем выше урожай. Поэтому из всех работ прополка занимала больше времени и труда. Так, кайдаловские школьники летом выработали 986 трудодней, из них на прополке 479.

Организованно проходила уборка овощей, особенно картофеля, который стал «вторым хлебом» для тружеников тыла. Каждый ученик за день успевал выкопать по 2,5 сотки картофеля.

Свой вклад внесли школьники и в сеноуборку. Они косили сено, свозили его на волокушах, метали зароды и т. д. В 7-й бригаде Читинской школы № 4 было создано специальное сенокосное звено во главе с Нелей Катковой. С завидной сноровкой метали зароды не только мальчики, но и девочки.

Школьники трудились на строительстве и ремонте животноводческих ферм, шефствовали над молодняком. Были созданы транспортные группы из школьников, которые работали на перевозке зерна, фуража, продовольствия, овощей, горючего и смазочного материала во время посевной и уборочной кампании.

Работа школьников в сельском хозяйстве, несмотря на все недостатки и трудности, имела большое государственное значение. Юные труженики приняли участие во всех циклах сельскохозяйственного производства: участвовали в проведении агротехнических мероприятий, посевных кампаниях, уходе за посевами, уборке урожая, подработке и засыпке зерна, овощей. Они внесли свой вклад в развитие животноводческого хозяйства, оказали большую помощь механизаторам. Особенно массовой была работа по заготовке семенного материала для посадки картофеля и сбору колосков.

Участвовали комсомольцы и в подготовке школ к новому учебному году. Они заготавливали глину для штукатурки, обивали дранкой стены, белили потолки, мыли полы. Школьники также принимали участие в благоустройстве школьных усадеб и оборудовании пришкольных площадок. В последние годы войны трудовая помощь учащихся школам еще более усилилась. Это отмечается во всех документах и материалах военного времени.

Трудовая деятельность школьников на промышленных предприятиях, на транспорте и в других отраслях народного хозяйства в военное время менее изучена и освещена в литературе, чем их работа на колхозных и совхозных полях. Вполне понятно, что масштабы этой деятельности были различны, но нельзя недооценивать хотя и меньшую по объему, но не менее важную по значению, работу учащихся школ на фабриках и заводах, железных дорогах, в шахтах и рудниках, различных артелях и, наконец, в самих школах.

Так, на путевых работах летом 1941 г. на Амурской железной дороге было занято свыше 5 тыс. школьников. Ремонтом пути, очисткой железнодорожного полотна от снега и мусора и другими работами школьники занимались все годы войны.

Более массовым было участие школьников в развитии рыбной промышленности, учащиеся своими скромным трудом помогли выполнения очень важного постановления, принятого в 1942 г. СНК СССР и ЦК-ВКП(б) «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке», рассчитанного на скорейшую мобилизацию продовольственных ресурсов рек, озер и морей.

Особенно ценна была помощь учащихся школ предприятиям горной и угольной отраслей промышленности. Эти отрасли с первых же дней войны оказались в затруднительном положении. Стала ощущается нехватка запасных частей, электроэнергии, транспорта. Вчерашние школьники стали воинами трудового фронта. «Родине нужен уголь. Мы пришли учиться добывать его», — писали бывшие школьницы, девушки комсомолки.

Особенно резко обострилась проблема кадров. В этих условиях труд школьников был выходом из создавшегося положения. Более основательно пополнили школьники ряды квалифицированных рабочих через систему трудовых резервов. В Читинской области в 1943 г. было открыто ремесленное училище в Балее и 5 школ фабрично-заводского обучения (ФЗО). В них было призвано около 2 тыс. школьников. Училища и школы трудовых резервов в 1941–1945 гг. солидно пополнили кадрами отрасли промышленности и транспорта.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм в годы Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Сейчас много говорят о преемственности поколений. Мы – юное поколение – должны осознавать значимость вклада ветеранов в нашу сегодняшнюю мирную жизнь. Дело чести нашего поколения – сохранить для потомков память о войне. Пока мы помним о тех, благодаря которым мы живём и радуемся— они будут живы. Живы в наших сердцах!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Contact us

Fill in the form below or give us a call and we'll contact you. We endeavour to answer all enquiries within 24 hours on business days.




    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

    Яндекс.Метрика