В Шумерлинском районе, например, на рытье окопов и траншей ушли больше четырех тысяч человек. Но о героях тыла сегодня известно мало. Районные чиновники разыскали в своем муниципалитете лишь четверых. Среди них – жительница деревни Верхняя Кумашка Ольга Фомина. В декабре ей исполнилось сто лет.
Ольга Фомина с глубокой скорбью вспоминает всех, кто почти 80 лет назад мерз, роя окопы. Так не стало ее односельчанина, у которого остались маленькие дети. В землянке, где жила Ольга Михайловна, стояла буржуйка, которая отогревала помещение. Её кто-то привез из деревни. Она и спасала. Когда на улице чуть светало, Ольга Михайловна успевала приготовить еду. “Расшевелить” промерзлую землю лопатой и ломом на голодный желудок – задача не из простых.
– Часто она говорила, что было очень холодно и два метра ровно-ровно, хоть линейку поставь. Ломами рыли и пилили окопы, – вспоминает дочь Ольги Фоминой Раиса Блюм.
Сурский рубеж возводили с октября 41-го по январь 42-ой. Это было то самое время, когда на улице стояли лютые морозы. Столбик термометра опускался до минус сорока градусов. Трудящиеся не просто рыли окопы, траншеи приходилось укреплять. Чтобы отогнать усталость и попросту согреться, друг друга веселили забавными сценками.
– Были смешные моменты. Переодевались в женскую одежду мужчины и плясали. Об этом тоже мама рассказывала. Грелись так и смешили, – добавила Раиса Блюм.
Ольга Фомина говорит, что до сих не понимает, как, несмотря на лютый холод, ни разу не заболела. В декабре прошлого года женщине исполнилось сто лет. Это ее личная заслуга, рассказывает дочь Раиса и добавляет, что Ольга Михайловна всегда вела здоровый образ жизни. Готовила еду из тех продуктов, что сама выращивала. Во дворе всегда была живность, держала скотину. Причем, до 92-х лет.
– Баню никогда сами не топили. Все она сама подготавливала. И сейчас она говорит: «Я умирать не хочу.» Живи, мама, живи. Долго-долго живи, – сказала дочь Ольги Фоминой.
Место, где Ольга Михайловна с односельчанами рыла окопы, находится в 10-15 километрах от деревни. При обходе местности районные активисты обнаружили там три километра противотанковых рвов, землянки, дзоты, а также артплощадки под пушки. Находку планируют изучить весной. А так раскопки здесь ведутся с прошлого сентября. Причем они оказались весьма результативными: удалось найти один из четырех, расположенных на территории муниципалитета, наблюдательных пункта.
– В течение двух дней нашли более 40 артефактов. Это бутовый камень, он использовался для укрепления дзотов и для обложения костров. И, что самое интересное, нашли фрагменты истлевших деревянных бревен, – разъяснил первый заместитель главы администрации Шумерлинского района Андрей Мостайкин.
Экспозицию пополнили дверные петли и ручки, различные рабочие инструменты и кольцо, которое использовали для привязки лошадей. Находки поместили в сельской библиотеке деревни Шумерля. Андрей Мостайкин является еще и начальником райотдела сельского хозяйства. Поэтому ему особенно интересно изучать историю колхозов. Рассказывает, что в годы войны именно они обеспечивали трудящихся питанием и рабочими инструментами.
– На строительстве Сурского рубежа из Шумерлинского района участвовало порядка 4 тысяч людей. Рабочих остро не хватало. Поэтому вместо заболевших матерей и старших сестер на Сурский рубеж шли 12-15-летние девочки, – добавил Андрей Мостайкин.
Чтобы эти исторические факты не канули в лету, в муниципалитете устанавливают тематические стелы, разрабатывают туристические тропы – у каждого появляется возможность “побывать” в том времени. Кроме того, здесь планируют разбить парки и открыть музеи. Финансовую сторону вопроса взяли на себя неравнодушные люди. Также на благое дело направят и средства, которые получили по программе инициативного бюджетирования.
Источник: ВЕСТИ Чувашия