Вторая Мировая война – это не только трагедия с огромным количеством жертв, но и время, когда на протяжении 6 лет совершенствовались и улучшались все отрасли промышленности. Например, большой скачек в развитии вовремя и после войны получили такие отрасли, как: ракетостроение, реактивное самолётостроение, радиоэлектроника, ядерная промышленность и т.д. Но на заре «пылающего» пожара войны, который охватил всю Европу, оттачивалась и совершенствовалась инженерно-фортификационное дело, толчком в развитии послужила Первая Мировая война.
В то время широкое распространение получила глубоко эшелонированные рубежи обороны, эта стратегия перекочевала и к началу Второй Мировой войны.
Мы расскажем о том, какие инженерные сооружения существовали.
Краткая информация о Сурском и Казанском оборонительных рубежах:
На территории Чувашской АССР прошли линии двух оборонительных рубежей – Сурского и Казанского. В соответствии с указанием ГКО от 16 октября 1941 г. СНК Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) приняли постановление, согласно которому было необходимо «мобилизовать с 28 октября 1941 года для проведения работ по строительству на территории Чувашской АССР Сурского и Казанского оборонительных рубежей население республики не моложе 17 лет, физически здоровых».
Рубежи возводились для защиты крупнейшего в округе промышленного центра – Казани. Согласно утвержденной схеме, линия сооружений проходила по территориям Марийской, Чувашской, Мордовской и Татарской автономных республик, Пензенской области. Сурский оборонительных рубеж проходил от с. Засурское Ядринского района мимо д. Пандиково Красночетайского, с. Сурский Майдан Алатырского районов до границы Чувашской АССР. Оборонительный рубеж «Казанский обвод» проходил от Звениговского затона Марийской АССР через с. Октябрьское, д. Шоркистры и Арабоси Урмарского района Чувашской АССР до границы Татарской АССР у сел Янтиково и Можарки.
Больше подробностей о Сурском и Казанском оборонительных рубежах https://сурскийрубеж.рф/о-проекте/история/
Линия Мажино
Оборонительное сооружение на территории Франции построенная в период с 1929 по 1934 год и совершенствовалась вплоть до 1940 года. Линия построена вдоль Германской границы и служила защитой от будущей агрессии немцев. Общая протяженность сооружений около 1150 километров.
Состояла из линий с тяжелым вооружением, приблизительно 400 километров, и лёгким вооружением, приблизительно 750 километров. В состав линии обороны входили 39 долговременных оборонительных укреплений, 75 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты.
На строительство линии Мажино было затрачено около 3 млрд франков (1 млрд долларов в ценах тех лет). Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек. В подземных многоуровневых фортах были оборудованы жилые помещения для личного состава, электростанции, мощные вентиляционные установки, узкоколейные железные дороги, телефонные станции, госпитали, комнаты отдыха, недосягаемые для снарядов и авиабомб. В верхних наземных этажах располагались снабжённые лифтами орудийные казематы. Они представляли собой вкопанные в землю бетонные «коробки» с толщиной стен и потолка 3,5—4 метра. Наверх выступала бронебашня-турель.
На тот момент Линия «Мажино» была самой современной линией обороны, но к сожалению не смогла справиться с натиском немецких войск в 1940 году, что в итоге привело к поражению Франции и её капитуляции. Все историки сходятся во мнение, что сама оборонительная линия могла эффективно отражать атаки противника, но немцы применили хитрость и обошли её в болотистой местности и через Ардены, так же немцы широко использовали средства связь, что позволяло им оперативно получать информацию с поля боя и иметь стратегической преимущество. Французского командование допустило серьёзные стратегические просчеты и зачастую отдавала устаревшие приказы, не имея реальной картины положения дел.
Линия Сталина
Система укреплений проходящей по старой границе СССР (до 1939 года) призванная защитить молодую Советскую республику от агрессии других стран. Начало строительства в 1928 год и продолжалось вплоть до 1941 года. После присоединения территорий в 1939 году, часть укреплённых сооружений была выведена из эксплуатации, а вооружение было снято. Но этот факт не помешал сыграть важную роль в обороне начального периода Великой Отечественной войны сорвав коварные планы немецкого командования по захвату территории нашей страны.
Минский укрепрайон, одним из первых попавший под удары врага и не укомплектованный полностью, связывал своим сопротивлением продвижение германской армии три дня. Полоцкий укрепрайон сдерживал немцев 20 дней, а Киевский — более чем два месяца. Из-за упорного сопротивления частей Красной Армии и столь продолжительных задержек у Полоцка и особенно у Киева, немцам пришлось прекратить наступление на Москву и повернуть танки на Украину, отступив от ранее намеченных планов.
Восточный вал
Немецкая линия обороны, построенная в 1943 году на оккупированных территориях СССР. Целью линии обороны было сдержать надвигающиеся Советские войска.
Немцы возлагали на неё большие планы, но 4 августа 1943 года началась Битва за Днепр, в результате которой уже 15 сентября немецким командованием был отдан приказ об отступлении до Днепра. В ходе Черниговско-Полтавской операции войска Центрального, Воронежского и Степного фронтов в конце сентября вышли на рубеж реки Днепр и захватили ряд плацдармов на западном берегу. В ходе сражений в октябре 1943 года эти плацдармы были расширены, и образованы два стратегических плацдарма: в районе Киева и Кременчуга. С них началось освобождение Правобережной Украины. Таким образом, на центральном участке «Восточный вал» был прорван.
Атлантический вал
Система долговременных и полевых укреплений длиной свыше 5000 км, созданная германской армией в 1940—1944 годах после разгрома Франции вдоль европейского побережья Атлантики от Норвегии и Дании до границы с Испанией с целью предотвращения вторжения Союзников на континент.
На момент высадки союзников было построено не более 20% от запланированного объёма укреплений (запланированный объём 5000 км.)
Главной особенностью этой линии было пропагандистская составляющая. Даже сам Гитлер верил, что союзники не смогут преодолеть это мощное укрепление, а по факту окружение Гитлера вводила его в заблуждение и всю Германию, на самом деле задумывавшиеся, как единая система укреплений представляла собой разронянные очаги, которые довольно быстро смогли преодолеть союзники во время высадки в Нормандии в 1944 году.
Московская зона обороны
Оперативное объединение Красной Армии, сформированное во время Великой Отечественной войны с целью защиты города Москва и близлежащих к ней районов от немецких войск. Войска, оборонявшие оборонительный рубеж с одноимённым названием, в том числе ряд дивизий народного ополчения, подчинялись командованию Московского военного округа и составляли, по существу, второй эшелон Западного фронта, оставаясь в распоряжении Ставки. Одноимённая система оборонительных рубежей на ближних подступах к Москве была создана по решению ГКО от 12 октября 1941 в связи с приближением фронта к столице.
Для защиты от врага в Московской зоне обороны было возведено,
на внешнем рубеже:
- 676 км противотанковых рвов;
- 445 км эскарпови контрэскарпов;
- 380 км надолбов;
- свыше 30 000 огневых точек, ДЗОТов и ДОТов;
- установлено свыше 1 300 км проволочных заграждений;
- свыше 22 000 противотанковых ежей.
Хлебниковский оборонительный рубеж был даже оборудован заграждениями с применением электрического тока.
на городском рубеже:
- свыше 30 км надолбов;
- около 10 км баррикад;
- 24 000 противотанковых ежей;
- 46 км проволочных заграждений;
- свыше 200 артиллерийскихи 500 пулемётных
Все эти силы смогли замедлить, а после остановить врага под Москвой и отбросить его от столицы.
Зееловские высоты
Зееловские высоты представляли собой глубоко эшелонированную оборону немецких войск, оборонительные укрепления на которой строились последние два года с 1943 по 1945 год. Зееловские высоты обороняли части 9-й немецкой армии и 56-го танкового корпуса в составе 14 пехотных дивизий, 587 танков (512 на ходу, 55 в ремонте, 20 на подходе), 2625 стволов артиллерии, включая 695 зенитных орудий.
В итоге на пути Советских войск во время битвы за Берлин стояла, одна из самых укреплённых линий обороны в истории Второй Мировой войны. Немцы готовили её более 2-х лет и стянули к ней самые отборные и боеспособные части в конце войны.
В результате тщательно спланированной и подготовленной операции, Красная Армия нанесла сокрушительное поражение немцам и двинулась на Берлин. Фактически дорога была свободна и лишь небольшие отдельные участие оказывали сопротивление.