Давно отгремели залпы орудий, но до сих пор, как незаживающая рана, свежи воспоминания тяжелых боёв первого года войны. Враг рвался к Москве, не считаясь с потерями, а наша армия совершала чудеса героизма, чтобы не допустить противника дальше, в глубь страны, и не отдать ему ни сантиметра родной земли.
Положение под Москвой в октябре 1941 года было тяжелым. Поэтому ставка рассматривала разные варианты развития событий, в том числе, и тот вариант, если немцы возьмут Москву, дать им отпор на других участках обороны, вот так начинается история подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Оборонительный рубеж – оборудованная в инженерном отношении, укрепленная полоса местности, опираясь на которую обороняющиеся войска должны отразить наступление противника и удержать определенные важные объекты в глубине. Рубежи строились с учетом природного ландшафта: использовались овраги, леса, болота, что с инженерной точки зрения усиливало линию обороны.
Сурский оборонительный рубеж представлял собой комплекс укреплений, сооруженных по правобережью рек Сура, Уза, Няньга, Чардым на территории Марийской, Мордовской и Чувашской АССР, Горьковской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей. Он предназначался для задержания немецких войск на подступах к крупнейшим городам Среднего Поволжья: Казани, Куйбышеву, Ульяновску. Их значение как промышленных центров, выпускавших военную продукцию, было трудно переоценить.
Типы укреплений и их назначение
Большинство людей при упоминании «оборонительный рубеж» представляют непрерывную линию, состоящую из множества укреплений, и они правы, но не до конца. В первую очередь линия обороны всё-таки прерывается, а большая часть укреплений и их плотность зависят от важности направления. Проще говоря, противник будет наступать на более перспективных участках, при захвате которых он может парализовать целые участки обороны, чем захватывать незначительный участок, раскрывать свои замыслы, свою ударную мощь и после погрязнуть в боях контратакующих.
Так же правильно считать, что линия обороны состоит из множества различных укреплений. Давайте рассмотрим каких.
Самым распространённым инженерным сооружением были окопы и траншеи.
Окопы
Полевые земляные фортификационные сооружения открытого типа, служащие в бою огневыми позициями и простейшими укрытиями для личного состава и боевой техники от средств поражения. Наиболее распространенными были стрелковые окопы. Одиночные окопы соединялись между собой ходом сообщения.
Траншея
Фортификационное земляное сооружение, предназначенное для скрытого перемещения личного состава на поле боя, наблюдения и ведения огня из стрелкового оружия, управления боем.
Всё это объединялось в единую систему обороны. Окопы служили линией обороны на участке действия войскового подразделения, а траншеи выполняли роль защищенной дороги для передвижения между окопами других подразделений.
Для понимания рассмотрим схему обороны отдельного стрелкового батальона. В среднем численность одного батальона доходила до 400-х человек, собирать эту массу в одном месте неправильно и не рационально. Каждой роте, а их в составе батальона в среднем 4, передавался отдельный сектор обороны, а между этими участками и возводились траншеи. Например, нужно усилить правый край обороны, там стоит первая рота. По траншее туда перебрасываются резервные взвода стрелков или уносятся раненые в тыл.
Так как оборона могла длиться долго, например, под Ленинградом были участки фронта, где немцы не могли пробить оборону на протяжении почти 3-х лет, личному составу нужно было где-то жить. Для этого оборудовались другие типы сооружений.
Землянка
Полевая необоронительная постройка, предназначенная для жилья, полууглублённая в землю, с односкатной или двускатной крышей и обычно обсыпанная землей.
А для защиты личного состава от артиллерийских и авианалётов по всей системе окопов возводились блиндажи, а для управления в системе окопов были и Командные пункты (КП)
Блиндаж
Представлял собой фортификационное подземное сооружение для защиты от пулеметного, артиллерийского, минометного огня и для отдыха личного состава. По своей конструкции он напоминал сруб, полностью заглубленный под землю. Блиндаж строился в составе окопной системы и не имел других отверстий, кроме входного проема, открытого в наиболее защищенном, тыловом направлении.
Командные пункты (КП)
Это место нахождения командира с основной частью штаба и средствами связи, оборудованное для управления боем. Размещение командного пункта производилось с соблюдением мер маскировки и обороны.
Для эффективного сдерживания пехоты противника возводились и другие более сложные сооружения, самым простым и массовым сооружением был пулемётный колпак.
Пулеметный колпак был в виде железобетонного цилиндра весом примерно 1700 кг, диаметром 1,7 м и высотой 90 см со стенками толщиной 12–13 см. Внутренний диаметр колпака составлял 1,4 м, что позволяло разместить пулемет «Максим» и его расчет из двух человек. Амбразура выполнялась высотой 37–40 см и шириной 40–50 см.
К более сложным сооружениям относились ДЗОТы и ДОТы.
ДЗОТ
Оборонительное сооружение из земли, дерева, камня и т. п. для защиты от пуль и осколков. Дзоты размещали на передовой, в тех местах, где ожидалось наступление врага. При постройке дзотов вырывали прямоугольное либо полукруглое углубление, обшивали стены рядами досок или бревен, засыпая в промежутки землю либо камень. В дзотах обычно устанавливали пулеметы, иногда легкие пушки.
Помимо дзотов были и скрывающиеся огневые точки – сооружения с 1–2 пулеметами, предназначавшиеся для внезапного открытия огня по пехоте противника, наступающей вслед за танками. В скрытом положении не возвышались над поверхностью земли. Перевод в боевое положение и обратно осуществлялся за несколько секунд.
Но самым сложным и эффективным средством обороны были ДОТы.
Долговременные огневые точки
Представляли собой отдельные малые фортификационные сооружения из прочных материалов, предназначенные для долговременной обороны и стрельбы различными огневыми средствами из защищенного помещения. Доты строились из монолитного или сборного железобетона, камня на растворе, железных балок с арматурой и броневых закрытий. Сооружение могло быть как одиночным, так и одним из многих в системе укрепленного района. В отличие от дзотов, строительство дотов было делом трудным, долгим и затратным, требовавшим квалифицированных строителей, выполнялось преимущественно в мирное время и при возможности доставки к линии обороны огромного количества цемента, песка, гравия и стали.
Как бороться с пехотой мы рассказали, а как быть с танками?
Основным наступательным средством немцев были танки, и тут инженерная мысль применяла различные решения для эффективной борьбы с танками противника.
В первую очередь для борьбы с железными монстрами возводились противотанковые рвы и надолбы.
Надолбы – противотанковые и противотранспортные заграждения из бревен (диаметром не менее 25 см), металлических, железобетонных балок или камней, врытых в грунт и прочно заделанных в нем с наклоном 75° в сторону противника и выступающих над поверхностью земли на 0,5–1,1 м.
Противотанковый ров – искусственное препятствие в виде широкого и глубокого земляного рва, отрываемого перед передним краем оборонительной позиции или в глубине обороны с целью остановить танки противника и нанести им поражение огнем противотанковых средств. Рвы устраивались на ровной местности с таким расчетом, чтобы все их участки могли наблюдаться и обстреливаться огнем пулеметов, минометов и противотанковых орудий; подходы к ним минировались.
А в самых танкоопасных направлениях строились завалы и оборудовались ямы-ловушки.
Завалы
Противотанковые, противотранспортные и противопехотные заграждения из спиленных деревьев (поваленных вперекрёст вершинами в сторону противника), камней, снега и пр. в виде широкой (не менее 30 м) полосы. Устраивались на путях движения противника в местах, где объезд и обход завалов были затруднены.
Ямы-ловушки
Невзрывное заграждение в виде перекрытой и замаскированной ямы, предназначенной для задержания продвижения танков противника.
Мы рассмотрели основные типы фортификационных сооружений, были множество других, таких как «ложные позиции». Оборудовались в первую очередь перед началом боя для отвлечения артиллерийских ударов, состояли из макетов техники и орудий, заграждения из колючей проволоки, минные поля и т.д.
В первую очередь любой оборонительный рубеж — это сложное инженерное решение, которое продумывается исходя из расчета вероятных направлений удара противника, использование местности как естественной преграды. Только при должной подготовке и качественной работе по подготовке можно говорить о том, сможет ли рубеж устоять под ударами противника или нет.
Не малую роль в качестве обороны играет оперативное снабжение и сообщение между позициями. Для этих целей прокладываются дополнительные дороги, тропы или железнодорожные пути, по которым будет осуществляться оперативный подвоз боеприпасов, резервов и эвакуация раненых.