17 ноября в рамках «Правительственного часа» министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Светлана Каликова рассказала депутатам Госсовета о реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие культуры» и ответила на вопросы народных избранников.
Так, депутат Игорь Моляков выразил своё мнение о новом спектакле Чувашского театра оперы и балета «Сурский рубеж», отметив, что он сам «окончил музыкальную школу-семилетку» и является обладателем огромной коллекции музыкальных произведений, которые постоянно прослушивает:
«Качество этого произведения, по моему мнению, достаточно невысокое. В чём дело?»
Светлана Анатольевна отметила, что новые музыкальные произведения очень часто не воспринимаются сразу на «ура». Например, балет П. Чайковского «Лебединое озеро» был принят публикой только через 20 лет. Министр напомнила собравшимся и историю, связанную с одним выдающимся советским композитором:
«В 1936 году в газете «Правда» вышла статья, которая называлась «Сумбур вместо музыки», в которой молодого Д. Шостаковича раскритиковали за оперу «Леди Макбет» и было написано, что «музыка – это не музыка, а пение заменено криками, это музыка, сделанная шиворот-навыворот». Так было сказано про произведение Шостаковича, но время показало, что это произведение настоящего гения».
Светлана Анатольевна рассказала и об опере Ж.Бизе «Кармен», которая тоже была раскритикована.
«Давайте посмотрим на то, как опера «Сурский рубеж» будет жить», – обратилась министр культуры к народным избранникам.
«Мы сейчас видим, как молодые люди приходят на эту постановку и получаем самые положительные отзывы. Это действительно современная постановка. И, может быть, нам нужно своё мировоззрение изменить, посмотреть по-другому на работу современных либреттистов, композиторов и режиссеров», – резюмировала Светлана Каликова.
Один из вопросов депутата Александра Андреева касался кандидатуры руководителя Чувашского театра оперы и балета: «Неужели нет своих достойных на такие посты?»
Министр культуры рассказала, что руководители государственных учреждений культуры назначаются на должность по итогом конкурсных процедур. И отметила, что конкурсы проводятся открыто:
«Сейчас, кстати, объявлен конкурс на замещение должности художественного руководителя театра оперы и балета. Предлагаю вместе проследить – кто подаст заявки на участие в этом конкурсе. К сожалению, ни один выдающийся деятель культуры из тех, которые анонимно пишут в различные интернет-издания, не решился на то, чтобы взять на себя ответственность и занять должность директора театра, документы были поданы от претендентов из Республики Саха-Якутия, Нижегородской области и от А.В. Попова, который сейчас руководит театром. Что касается его соответствия или несоответствия должности, ответ на этот вопрос пусть дадут компетентные органы».
Отвечая на вопрос депутата Олега Мешкова о выявлении возможности господдержки Чувашского национального конгресса, министр напомнила, что Чувашский национальный конгресс, как и другие общественные организации, имеет возможность подавать свои проекты на различные федеральные и республиканские гранты. Также Светлана Каликова рассказала о совместной работе Минкультуры и ЧНК, которая велась в этом году и будет проводиться в дальнейшем.
Кроме того, депутатов Госсовета интересовали вопросы реализации проекта «Пушкинская карта», открытия и деятельности кинозалов и кинотеатров, работы в части охраны объектов культурного наследия, строительства и ремонта сельских домов культуры.
«Видим, что ремонтируются дома культуры. Предлагаю показать депутатам результаты работы министерства в части реконструкции и строительства сельских домов культуры», – предложил депутат Григорий Данилов. Светлана Каликова предложила провести выездное заседание в новом клубе, который откроется в д. Юманзары Канашского района в декабре 2022 года.
От народных избранников прозвучали слова благодарности за работу по строительству клубов в Ибресинском районе в 2022 году и в Козловском районе в 2023 году, за постановку мюзикла «12 стульев», премьера которого состоялась в Чувашской госфилармонии (был отмечен высокий уровень постановки), а также за содержательное и интересное выступление в рамках «Правительственного часа».
Справочно – комментарии зрителей о постановке оперы «Сурский рубеж» Чувашского государственного театра оперы и балета:
Морис Яклашкин, народный артист России: «Сложилось впечатление о музыкальном прочтении молодых авторов: либреттист, композитор, режиссер, художник проделали очень большую работу в достаточно короткие сроки. Мне понравилось то, что красной нитью через весь спектакль в музыке проходит своеобразная ритмическая пульсация. А ритм – это жизнь музыки, основа. Мне очень понравился синкопированный ритм, получилось своеобразное соединение ритмического движения и мелодического материала, это дало хороший результат.
Это новое слово в репертуарной политике театра. Ведь нельзя же себя ограничивать только произведениями русских и зарубежных классиков, оперной музыки чувашских композиторов. Необходимы новые, свежие явления. Это было осуществлено постановщиками. Это опера заставляет задуматься о том, что такие опусы просто необходимы для дальнейшего развития творческого потенциала и оркестра, и хора, и солистов. Новое слово в данном случае было сказано. Я надеюсь, что это произведение будет иметь своё продолжение, поддерживаю инициативу этих молодых авторов.
Мне опера понравилась. Мой принцип, как музыканта, – это принцип великого русского композитора Модеста Мусоргского. Он говорил: «К новым берегам»! Критика имеет право быть. Быть конструктивной. Наша задача, как творческих коллективов, – чтобы чувашская музыкальная культура развивалась дальше и дальше».
Светлана Ильина, доцент, кандидат искусствоведения, преподаватель факультета художественного и музыкального образования ЧГПУ им. И.Я. Яковлева: «От всей души поздравляю с грандиозным успехом! Блистательная постановка! Великолепная творческая молодая команда! Удивительная музыка, либретто, сценография! Одно из лучших событий в национальной культуре последнего десятилетия! Спасибо!».
Альбина Валерьевна, преподаватель средней школы №64 г. Чебоксары: «Сегодня у 8 «А» класса коллективное посещение театра оперы и балета. Вместе мы посмотрели оперу «Сурский рубеж». Авторам отлично удалось передать грандиозность работ, которые проводились в период Великой Отечественной войны, а также нелёгкие трудовые будни чувашского народа. Ученики остались под впечатлением, нам очень понравился подход создателей оперы, история отзывается в сердцах, заставляет задуматься о самом главном – ценности человеческой жизни».
Регина Леонидовна, учитель информатики средней школы №64 г. Чебоксары: «Приехала со своим классом 9 «В» на постановку «Сурский рубеж» по Пушкинской карте. Тема «Сурского и Казанского оборонительных рубежей» для меня очень близка, так как мои родственники участвовали в строительстве рубежей. Во время просмотра оперы я со слезами на глазах вспоминала свою прабабушку. Меня восхищает художественное оформление спектакля и проникновенная актерская игра солистов театра».
Людмила Ильинична, учитель средней школы №45 г. Чебоксары: «В школе мы проводили уроки, посвященные 80-летию начала строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Так что, тема им знакома хорошо, от этого намного интереснее было наблюдать на их реакцию, эмоции от постановки. Думаю, что они определенно смогли сделать правильные выводы. В школе я планирую устроить классный час и обсудить подробнее спектакль. Большое спасибо театру за воплощение на сцене животрепещущей темы».
Наталья Михайловна, педагог средней школы №45 г. Чебоксары: «Сегодня на сцене мы увидели захватывающую историю о трудовом подвиге тружеников тыла, которые ценой неимоверных усилий в жесточайших условиях суровой зимы за рекордный срок возвели линию оборонительных укреплений. Это тема актуальна и в наши дни, я считаю, что современное подрастающее поколение сделает правильные выводы и будет помнить о подвигах наших предков».